В Турции, как и в России, минула первая, бурная волна реакции на заключенные соглашения по строительству нового газопровода до турецкого берега, взамен закрытого «Южного потока». Президент Турции Реджеп Эрдоган уже предложил назвать его «Турецким потоком», сославшись на то, что так предложил и президент Росии Владимир Путин. И сейчас в Турции, как и в России, многие рассуждают – соглашения подписаны, а что дальше? Об этом рассуждает и аналитик Хайдар Чакмак на страницах турецкой .
«Несомненно, визит Путина в Анкару и заключенные соглашения пошли на пользу каждой из двух стран. Но реализация этих соглашений станет сложным процессом с большим числом неизвестных. В частности, это касается решения о строительстве нового трубопровода в Турцию взамен «Южного потока», который должен был пройти через Болгарию по дну Черного моря и был отменен по причине эмбарго, введенного Болгарией как членом ЕС против России», — отмечает он.
Но после этого Чакмак пишет, что вряд ли Турция сможет претворить в жизнь это соглашение, полностью проигнорировав позицию США и Евросоюза. «Но даже если ей это удастся вопреки всему, Европа не будет покупать этот газ. Тогда вполне закономерно возникает вопрос: куда мы будем его продавать?», — задается вопросом автор.
Этот вопрос прокомментировал независимый аналитик Александр Доценко: «Тут уместней спросить – а где ЕС будет покупать газ, как не в Турции? Ждать пресловутый СПГ из США, где по причине падения цен на нефть «сланцевая революция» успешно загибается? Тянуть газопровод с Ближнего востока? Опасно и накладно. И, опять же, не обойтись без участия в проекте Турции. Как не обойти Анкару и проектам поставки в ЕС среднеазиатского газа».
Однако вернемся к мнению Чакмака. В конце статьи все его сомнения находят свое объяснение.
«Объем продаж России в Турцию составляет 29 млрд долларов, а Турции в Россию — 6 млрд. Выгодное соглашение — это соглашение, обеспечивающее баланс в торговле между двумя странами, но, увы, мы снова не стали свидетелями заключения такого договора. 1000 кубометров газа Россия продает в Германию за 350 долларов, в Турцию — за 440 долларов. Равноправное соглашение — это соглашение, которое исправило бы эту унизительную цену», — пишет турецкий автор.
Вот и объяснение. Турки, как и все восточные народы, любят и умеют торговаться. И в статье звучит малоприкрытый намек на скидки (о возможности которых, кстати, говорилось во время визита Путина в Турцию). Торговаться – это нормально. Просто и России тут нужно позаботиться о своих интересах и постараться договориться по всем нюансам предстоящего сотрудничества, учитывая интересы обеих сторон. Такой посыл звучит и в конце статьи Чакмака.
«Россия — наш сосед и важный игрок, в котором Турции не стоит видеть только поставщика нефти, газа, туристов. Но и для России Турция не должна быть страной, отношения с которой создаются только в случае необходимости. Тесное сотрудничество двух стран внесет несоизмеримый вклад в установление мира в регионе и на всем земном шаре, а также в процветание их собственных стран и народов», — резюмирует он.
|